Блог пчеловода Ильшата Асмандиярова - Онлайн дневник пасечника: фотографии, советы, мысли, наблюдения

Изготовление и продажа ульев

Изготовление и продажа ульев

Мой покойный дедушка свои первые улья делал сам. На самодельном верстаке с помощью полусамодельных рубанков. Не потому что ульи были дорогие, их просто не было, они были в дефиците. Сейчас, во времена рыночных отношений, ульи спокойно можно купить — предложений предостаточно, выбор есть: как по цене, так и по материалу…

К тому же можно купить не только стандартные домики для пчёл (12-ти рамочные двухкорпусные, 10-ти рамочные многокорпусные, 20-ти рамочные лежаки), но и улья любой конструкции: Варрэ (или Варре?), Альпийский (улей Роже Делона), МЕТЕ, Прокоповича, УДАВ и прочие.

Можно даже купить полноценную колоду или целый кассетный павильон для пчёл. Я уже не говорю о всевозможных авторских разработках (улей Цебро, многокорпусный лежак, улей-борть) и материалах (полистирол, полиуретан, картон, фанера, ДВП).

Мы же поговорим об изготовлении деревянных ульев не для собственных нужд, а на продажу. Сюда же можно приплюсовать и рамки для ульев, кормушки, роевни, ящики для переноски рамок. Добротные ульи всегда найдут своего покупателя. Большинство начинающих пчеловодов покупают б/у улья, естественно, по дешёвке и, порой, разных «производителей». Чем это чревато в последующем?

Про болезни, чьи возбудители могут находиться в старых ульях говорить не буду. Совестливый пчеловод обязательно проведёт санитарную обработку. Проблемы могут быть во время эксплуатации ульев: постоянные (не весть откуда возникающие) щели, через которые пчёлы вылезают при кочёвке; тяжёлый вес корпусов и крышек; несовместимость корпусов и магазинов…

Получается, что экономия на ульях при создании своей пасеки может «выйти боком». А точнее, кучей напрасно потраченного времени (и нервов) при их эксплуатации. Это факт!

Ладно, поговорим об изготовлении и продаже ульев. Причём, не буду здесь рассматривать вопросы применяемого оборудования, размеры мастерских, расчёты окупаемости и затрат. Выскажу лишь свое видение сего процесса, как бизнес-идеи.

Понятно, что изготовление ульев дело затратное и хлопотное. Нужна мастерская, где будет происходить процессы строгания и пиления заготовок, а также сборка и покраска. И помещение для распиловки брёвен и сушилки досок. А также склад готовой продукции. Помимо недвижимости нужны деревообрабатывающие станки и расходный материал — древесина.

Самое главное в этом специфичном производстве — сбыт производимой продукции, так как рассчитана она не на широкий круг покупателей. Даже потребителей такого товара как пчелиный мёд в разы больше, хоть и там бывает проблема сбыта. Поэтому многие производители ульев и деревянного пчелоинвентаря занимаются производством прочей продукции: дверьми, окнами, мебелью, пиломатериалами, прочими столярными изделиями.

Некоторые локальные производители ульев сами являются пчеловодами, иногда крупными пчеловодами с сотнями семей и поэтому изготовлением ульев на продажу занимаются не особо охотно, я бы сказал. Основная масса покупателей «просыпается» весной, в разгар весенних работ на пасеке и порой бывает не до них (не до покупателей, в смысле). Либо изготовленных осенью-зимой ульев всем желающим не хватает. Либо нет ассортимента и сопутствующих товаров.

Вот в этом и есть некая проблема. Производитель не «видит» потребностей покупателя, а того в свою очередь не устраивает продавец. Пример: приходит покупатель в пчеловодный магазин, где стоит образец двухкорпусного улья, и говорит что ему нужны однокорпусные улья, а производитель продаёт только в двухкорпусной комплектации. В итоге, покупатель ничего не купил, а производчик ничего не продал.

Кроме того, зачастую локальные производители вносят небольшие изменения в стандартные размеры улья: то магазины делают на рамку не 145 мм, а на 170 мм (мол, мёда больше влезет, но откачивать мёд придётся по одной рамке — две в медогонку не полезут), то размеры фальца на пару-тройку миллиметров изменят, то подкрышник низкий, то крышка без вентиляционных отверстий, то леток в дне не так сделан и так далее.

Какой напрашивается вывод? Изготовлять строго стандартные ульи, размеры и чертежи которых есть в советских справочниках и учебниках по пчеловодству. Дополнительно, как уже было сказано, — роевни, ящики для переноса рамок, рамки для ульев, кормушки, перегородки, солнечные воскотопки. Будет спрос на улья с тонкими стенками (20-30 мм) или двустенные улья — делать такие.

Ну, и естественно продавать ульи в любой комплектации и в любом количестве: просят одно дно — вот, пожалуйста; просят десять магазинов — на, держи; заказали сто лежаков — будь добр, сделай в срок… А как иначе? Только так можно завоевать лояльность покупателей.

Интересен (да и немаловажен) такой вопрос — кто клиент? Кто будет покупать новые улья, какая целевая аудитория? Понятно, что это пчеловоды, но ведь не все же. Пчеловоды разные бывают: профессионалы, любители, начинающие. Если пасека у пчеловода большая (за 150-200 семей), то наверняка ульи он будет делать своими силами, точно также если пчеловод держит 5-10 семей и живёт в сельской местности и есть у него станок деревообрабатывающий…

Кто остаётся? Остаётся пчеловод-любитель (точнее — так называемый «пчеловод выходного дня»), работающий в городе, а пчёл содержащий на дачном (садовом) участке. Рано или поздно он будет расширяться или обновлять ульи и инвентарь, так как есть основная работа, то делать ульи будет просто некогда — проще купить…

Вот такое моё некое видение бизнеса по изготовлению и продаже ульев и деревянного инвентаря, который можно удачно совместить и с супермаркетом для пчеловодов, и с собственной большой пасекой. Тут дело даже не в деньгах, было бы желание и мотивация. ;-)

Комментариев - 2.

  1. Vladimir Moskovljevic:

    Уважаемые Господа,

    Мы компания из Сербии, которая производит оборудование для пчел из дерева. Мы ищем партнеров, с которыми мы разместили наш продукт в вашей стране Россия, я надеюсь, что мы можем с точки зрения власти, если вы не отправите нам связаться с вами, чтобы говорить, кто хочет купить оборудование для пчел.

    Наша России это плохо, но я надеюсь, вы понимаете нас.

    приветствие

  2. Ильшат Асмандияров:

    Здравствуйте, Vladimir Moskovljevic! А какие у вас цены? Думаю, в России цена на ваши ульи будет достаточно высокой. Может у вашей компании есть сайт? Хотелось бы посмотреть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>